Огонь мудрости не разгорится, если в него не кидать дрова.
Мы должны очень бережно и с благодарностью относиться к тому опыту, который нам предоставляется, в частности — в виде взаимоотношений с другими людьми, которые нас окружают. Потому что именно там, особенно там, где у нас есть какие-то конфликтные места, и происходит выработка, поставка того топлива, которое потом и идёт в костёр нашей практики, где вырабатывается мудрость. Именно эта мудрость потом трансформируется в видение недвойственности или единства. При поддержке практики.
Если мы хотим, чтобы у нас появилось больше мудрости как показателя реализации, нам нужно извлекать топливо из тех мест, где его больше всего. А больше всего его находится в тех ситуациях, которые вызывают в нас больше всего эмоций. И мы берём это как пищу для работы и обрабатываем при помощи огня своей практики. Я ещё раз хочу подчеркнуть этот момент: практика сама по себе — она как огонь, ей нужно топливо. Без топлива практика — это просто сидение с отсутствующим видом, и люди при этом удивляются: «Почему я 10 лет медитировал, а со мной ничего не происходит?» Потому что их практика не распространяется на их жизненные ситуации. Мало того, что не распространяется — они сознательно избегают конфликтных ситуаций и их использования в отношении своей практики. У них это две разные области — жизнь и практика, — которые почти не пересекаются. Искусный практикующий ищет те места, где больше всего сокрыто потенциала. И это ценные залежи. У каждого из нас они свои. Кто-то через работу с агрессией, кто-то через работу с ревностью, кто-то через работу со страстью, кто-то — с гордостью, кто-то — с завистью, кто-то — со страхами, — будет извлекать такие потенциалы, которые будут просто преобразовывать этого человека на глазах. За считанные дни можно проходить целый «бхуми» на том уровне, на котором мы находимся. Не знаю, как с достижением реальных бхуми, но это будет преодоление уровня, которое может длиться в ином случае всю жизнь. Это и есть реальный путь практики, а не отсиживание в окопе в каске, чтобы не дай бог ничего по голове не попало.
Когда в результате практики такого подхода мы извлекаем из себя всё самое сильное, а также гадкое, мерзкое, страшное, и это из нас вынимают эмоции, и мы на это смотрим… — люди, которые нас окружают и которые предоставляют себя в качестве объектов для появления этих эмоций и извлечения эмоциональных потенциалов, для нас очень важны, и мы должны быть им благодарны.
У обычных людей происходит всё наоборот: если кто-то создаёт нам какую-то пакость, то мы на него будем набрасываться, пытаясь сжить его со света. Именно поэтому никто никогда конфликты таким образом и не решал. Не решал, не решает и не решит. Все конфликты появляются (если не рассматривать корневые глубинные причины природы омрачений) из-за того, что нам просто не хватает любви. А любви нам не хватает из-за того, что мы сами себя не любим. И потом пытаемся всячески это компенсировать во всевозможных искажённых формах. Если бы мы себя любили и умели бы дарить любовь, у нас этих конфликтов и не было бы, и людям было бы приятно рядом с нами находиться во всех конфигурациях пространства и времени. Такая вот истина жизни.
Лама Олег
Учение в Санкт-Петербурге, 1.06.2013